Викторина «Путешествие по страницам русских народных сказок»

17 февраля 2020 МАДОУ №69, Пчелки

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.
Сказка учит любить свою семью, ценить настоящую дружбу, не обижать маленьких и уважать старших, трудолюбию, побеждать зло добром.

В течение двух недель мы детьми беседовали о русских народных сказках, читали сказки, пересказывали сказки по иллюстрация, рисовали любимых сказочных героев, собирали пазл, показывали кукольные спектакли на сюжет сказок…
Итоговым мероприятием была викторина «Путешествие по страницам русских народных сказок».

Цель мероприятия — закрепление представлений детей о русских народных сказках.

Задачи:

  • закрепить и расширить представление детей о русских народных сказках;
  • прививать любовь к устному народному творчеству;
  • развивать память, мышление, наблюдательность, речь;
  • воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество; дружелюбие, честность в игре, справедливость;
  • способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы;
  • вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера;

Материал и оборудование: книги и иллюстрации русских народных сказок, раздаточные карточки по сказкам, карточки с пословицами, фишки, конверты, разрезные картинки по сказкам.

Ход викторины:

Ведущая: – Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать, неуставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине сердца.

Ведущая: – Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Вы хотите попасть в сказочную страну? За правильный ответ вы будете получать баллы (фишки), по которым потом мы определим победившую команду.

Дети читают стихотворения:
Ребенок 1: Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет?
Полный смеха, света, краски,
А зовется чудо – сказки!
Ребенок 2: Бродят сказки по белому свету,
Людям дарят  тепло и добро.
Как раскроешь ты дивную книгу,
Так возьмет тебя в плен волшебство.
Вот, как витязь, стоишь на распутье,
Ищешь к счастью дорогу свою;
Вот в волшебном саду у Кощея
Птицы-жар тебе песню поют.
Ребенок 3: Море синее плещет о скалы,
Буреломы встают на пути,
Машут в небе высоком крылами
Гуси-лебеди — слуги Яги.
Много в Сказочном царстве историй,
И какую ни выберешь ты —
Тебе сказка поможет,  расскажет
Всё о жизни, добре и любви.

 

Дети делятся на 4 команды с помощью карточек «Сказок».
Дети проходят садятся за столы.

1. «Назови сказку»

Командам по очереди отгадывают загадки, за правильный ответ получает команда фишку.

 

1. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

2. На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
Колобок 

3. Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Баба Яга

4. Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
Конёк-горбунок

5. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки….
Маша и медведь

6. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Волк и семеро козлят 

7. Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

8. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Царевна лягушка

9. Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Кот, лиса и петух

10. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко —
Слёзы льёт бедняжка.
Снегурочка

11. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Мышка 

12. Братца украли,
Себе на спину сажали,
Крыльями махали,
Бабе-Яге угождали.
Гуси-лебеди

13. Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал –
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Не прошло месяца да недели –
На царевне женился кто?
Емеля

14. Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Курочка Ряба 

15. В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
Теремок

16. В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Заюшкина избушка

2. «Собери пословицы»

На магнитной доске размещены карточки со словами из пословиц, дети должны правильно составить пословицы. Команда, которая больше всего составит пословиц, получает фишку.

3. «Вопрос – ответ»

1. “Скоро сказка сказывается, да не скоро…” Что дальше?
Дело делается
2. От кого не ушёл Колобок?
От лисы
3. Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в…
Козлёночка
4. Кто из этих зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, отчество Потапыч,
а кличку – Косолапый?
Медведь…..
5. Сколько козлят слопал волк в сказке “Волк и семеро козлят”?
Шесть
6. Отчего растаяла Снегурочка?
Прыгнула через костёр
7. “Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло – …” Что дальше?
А в рот не попало
8. В какое время года происходили события в сказке «По щучьему веленью»?
Зимой
9. Куда упала стрела младшего сына из сказки «Царевна-лягушка»?
В болото
10. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, сначала встретила на пути…
Печку
11. Кто во всем помогал Крошечке -Хаврошечке?
Коровушка
12. «Битый небитого везет…». Из какой сказки эти слова?
«Лисичка-сестричка и серый волк»
13. Кто прогнал лису в сказке «Заюшкина избушка»?
Петух
14. Из какого инструмента мужик варил кашу?
Из топора
15. Кто сломал теремок?
Медведь
16. За какие леса несла лиса петуха?
За тёмные

Физкультминутка «Сказочные герои»

4. «Угадай сказку по предметам»


Каждая команда выбирает два конверта. В конверте лежат изображения предметов. Участники должны назвать сказку, по предложенному набору предметов.

1 набор: Миска, кровать и дом в лесу – 3 медведя
2 набор: Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка
3 набор: Избушка на курьих ножках, печка, река – Гуси-лебеди
4 набор: Дом, лягушка, волк – Теремок
5 набор: Рыба, прорубь, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк
6 набор: Лужа, купец, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
7 набор: Поле, конь, царевна – Сивка – бурка
8 набор: Печь, дрова, ведра – По щучьему велению

Ведущий: Молодцы. А сейчас я проверю, какие наши команды внимательные. В следующем задании вы должны будите найти ошибку

5. «Исправь ошибку»

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» –  «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Пять медведей» – «Три медведя»
«Домик» – «Теремок»
«Морковка» – «Репка»

6. «Продолжи сказку»

Ведущая: Внимательно послушайте отрывок из сказки и продолжите его (задание выполняется по командам).

1.  Посадил дед репку и говорит:

– Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá!

Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может…

– А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут).

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

3. …Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

– А что дальше? («Тепло ли тебе, девица?». « Тепло, Морозушко, тепло, батюшка»).

4. …Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

– Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба….

Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)

5. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…

(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).

6. … Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

Щука его спрашивает:- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

– Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

– Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…

Щука ему говорит:

– Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только…

(«По щучьему веленью. По моему хотенью»).

7. «Вопрос-ответ»

Командам по очереди задают вопрос. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)

2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)

3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)

4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)

5. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам… (урок).

6. Русская народная сказка, в которой один малень­кий домик приютил много зверюшек. («Теремок»)

7.В сказках его всегда побеждает добро. (Зло)

8.Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

9.Кем была в русской народной сказке заколдован­ная лягушка?(Царевна)

10.Назовите сказку, герой которой «по сусекам скре­бен».(«Колобок»)

11.Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пе­нек, не ешь пирожок!»? (Медведь)

12.В этой сказке птицы налетели, подхватили маль­чика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)

13.Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, деви­ца?»(«Морозко»)

14.В русских сказках ее называют и Премудрой и Прекрасной.(Василиса)

15.«…А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает». Кем является девочка по отношению к мальчику из этой сказки?(Сестрой)

16. Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)

17. Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)

18. Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль).

Ведущий: Хорошо. Все справились. А наша викторина продолжается. Все нам нравится собирать пазлы. Сейчас мы посмотрим, у кого это лучше получается. Нашим командам необходимо будет собрать картинки из сказок. Кроме этого необходимо надо будет назвать эту сказку. 

8. «Собери сказку»

Участники команд выбирают конверты с разрезными картинками («Финист ясный сокол», «Иван царевич и серый волк», «Сивка – бурка». «Василиса Премудрая»).

Ведущий: Вот наша викторина подошла к завершению. А сейчас мы подсчитаем количество заработанных фишек и узнаем, чья команда победила.

После подсчета фишек, победителей награждаем медалями.

Ведущий: Вот ребята мы с вами и вспомнили сказки. Но мы не перестанем их читать, ведь благодаря им, мы набираемся мудрости и жизненного опыта.