Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста

23 января 2020 МАДОУ №69

Актуальность

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога, учителя- логопеда и инструктора по физической культуре в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском саду.

Мозг – сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память, мышление.

Л. С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». Для правильного всестороннего развития человека необходима гармоничная, связная работа обоих полушарий мозга – правого и левого, потому как при слаборазвитой одной части целого органа успешное функционирование другой невозможно.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии, детей с поведенческими расстройствами и нарушениями речи, ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.Актуальность решения этой задачи именно в дошкольном детстве объясняется тем, что наиболее интенсивное развитие мозга происходит в течение первых 8 лет жизни (особенно первых 3 лет). 

Также нужно учитывать то, что абсолютное большинство школьных методик обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей ребёнка, поэтому так важно сформировать гармонично функционирующий мозг именно в дошкольном детстве. 

Вышесказанное подтверждают слова нейропсихолога Семенович Анны Владимировны: «Дошкольный период детства — самое лучшее время для нейропсихологических занятий, поскольку все системы мозга и организма еще очень пластичны. Потому и результаты (при регулярных занятиях) не заставляют себя ждать. Вплоть до 3—4 лет правое полушарие играет в процессе развития ведущую роль. После этого наступает период интенсивного формирования ведущей роли левого полушария. Но он должен быть заблаговременно подготовлен всей совокупностью психолого-педагогических воздействий. Дошкольный возраст именно поэтому лучшее время для начала нейропсихологических занятий. Ведь они нацелены на планомерное формирование подкорково-корковых и межполушарных связей. Исходная пластичность и восприимчивость мозговых систем ребенка (при адекватном подходе к его проблемам) неизбежно приведут к наращиванию его психического потенциала. В противном случае функционально «невостребованные» психологические структуры будут тормозить и искажать весь ход развития. Причем неполноценно будут формироваться не только высшие познавательные процессы, базис для которых закладывается в раннем детстве. Отставание в познавательной сфере неизбежно повлечет изменения в сфере интересов, потребностей и эмоционально-личностной структуры растущего ребенка, поскольку психическая жизнь, как и все в природе, стремится к заполнению пустоты» [Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники.- Москва, “Дрофа” , 2003г. —251 с.].

Цель :разработка и реализация системы работы и форм взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и инструктора по физической культуре в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи :

– разработать цикл интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по развитию межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста;

– подготовить консультации для родителей и педагогов о методах и приемах работы с детьми по развитию межполушарного взаимодействия на занятиях и в повседневной жизни;

– провести заключительное мероприятие – презентацию совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда.

Коррекционно-развивающая работа в детском возрасте представляет собой целесообразно организованную систему психолого-педагогических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей (свойств, процессов, состояний, черт) психики.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

-развитие межполушарной специализации;

-синхронизация работы полушарий;

-развитие общей и мелкой моторики;

-развитие ВПФ (памяти, внимания, мышления, речи);

-формирование произвольности;

-снятие эмоциональной напряженности;

-создание положительного эмоционального настроя;

-профилактика дислексии и дисграфии.

Хотелось бы отметить принципы взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и инструктора по физической культуре и инструктора по физической культуре, это:

– Системность;

– Комплексность;

– Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям;

– Адекватность требований и нагрузок;

– Постепенность и системность;

– Индивидуализация темпа работ.

 

Мероприятие проведено: 16.01.2020г

Старшая группа №7.

Провели:

Учитель-логопед: Пискова Л.С.    

Педагог- психолог: Деминова Д,А.

Инструктора по физической культуре:

Арестова Е.Г