«Мой ребенок стал капризным…»

01 февраля 2021 МАДОУ №69, Сказка

Родителям довольно часто приходится сталкиваться с упрямством и капризами детей. У дошкольников старшего возраста причиной непослушания  может быть чрезмерный контроль взрослых .Конечно, он необходим, но только тогда, когда вы уважаете права ребенка и признаете его как личность.

Часто, обладая властными, честолюбивыми чертами характера ,родители требуют от детей невозможного- они хотят ,чтобы ребенок  везде был первым( выступал на утреннике, побеждал в конкурсе и т.д.).Для таких родителей камнем преткновения  являются даже проблемы еды, сна, приучения к гигиеническим процедурам и педантично понимаемой чистоплотности. Их кредо  «он должен, обязан» вместо «может» порождает «непобедимое» упрямство. В таком случае оно — результат бесконечного дерганья, унижения и отсутствия возможности перемен.

Но бывает и так: чем больше замечаний получает ребенок, тем сильнее он возбуждается, начинает делать одно, переходит к другому занятию, затем возвращается к первому, не доводя до конца ни одно из них. Другой как бы спит, все делает медленно, одну вещь одевает бесконечно долго, вяло ест, часто отвлекается, все делает позже остальных. Такой ребенок всегда в числе отстающих   и ему достается больше, чем другим. Родители, выведенные из себя все нарастающей медлительностью, воспринимают ее как вызов, непослушание и начинают кричать, угрожать или бить его. Но это дает лишь кратковременный эффект. Упрямство детей существует только вместе с потребностью  родителей   во что бы то не стало добиться беспрекословного  послушания. И  , пожалуй, самая частая и серьезная ошибка родителей – отсутствие единства, а также постоянства требований со стороны  тех, кто принимает участие в воспитании ребенка. Ребенок очень быстро приспосабливается к данной ситуации: не получая разрешение у одного родителя, отправляется к другому, пока не добьется своего.

    А в саду ребенок может вести  себя совсем иначе. Почему же так происходит? Часто  сами взрослыми  оказываются упрямыми, не отвечая своевременно на просьбы, будучи вечно занятыми , раздраженными или равнодушными к внутреннему миру и переживаниям своих детей. Как часто дети слышат от своих родителей: « Спроси у мамы (папы) ,займись сам-мне сейчас некогда» и т.д. Что происходит в это время в душе ребенка? Он чувствует себя никому не нужным.  И старается привлечь к себе внимания различными способами :упрямством, капризами, иногда -агрессией…

pastedGraphic.png

Как же реагировать на капризы ребёнка?

1. Сохраняйте спокойствие. Дети легко «заражаются» чужими эмоциями.

2. Будьте последовательны: если уж вы решили что-то не дать, не позволить, то стойте на своём.

Малыш должен убедиться, что его капризы не ведут к положительному результату. Не создавайте ситуаций, где ребёнок добивается своего слезами, агрессией или каким-либо другим нежелательным поведением. Иначе он решит, что это «хороший» способ. Стойкости вам добавит понимание того, что капризы тормозят развитие ребёнка, причём, правило это не имеет исключений.

3. Следите за тем,  чтобы в ваших взаимоотношениях с ребёнком «можно» было больше, чем «нельзя», «да»  звучало чаще, чем «нет».

Но и не превращайте жизнь ребёнка в сплошное «можно». Помните, что для успешной адаптации к социуму, ему важно научиться учитывать интересы и потребности других, ориентироваться на правила.

Налагая какой-либо запрет или ограничение, не забудьте показать и то, что в этой ситуации позволительно. Назовите несколько вариантов. Например: «Бегать сейчас нельзя, но ты можешь поиграть в кубики, заняться лепкой, помочь мне мыть овощи для салата».

4. Во многих случаях можно перевести нежелательное действие ребёнка в социально приемлемое или даже социально желательное.

Например, «Я вижу, что тебя заинтересовала кошка. Кидать камнями в неё нельзя — ей больно. Ты можешь поиграть с ней верёвочкой — посмотри как… Или угостить её нашей булочкой». Ещё один пример: «Ты сегодня в красивых туфельках, от воды они размокнут. Давай сходим домой  и обуем сапожки, в них будет удобно ходить по лужам. Давай посмотрим  какая глубина у этой лужи… Может быть ,нам в этом поможет эта палка…»

5. Дайте ему отвести душу и не одаривайте его в это время своим вниманием, причём, как положительным (например, уговоры), так и отрицательным (например, нравоучения, гнев, запугивание).

6. После того, как ребёнок успокоился, Вы можете вернуться к привычной жизни или спокойно поговорить с Вашим сыном или дочерью о том, что произошло: «Теперь мы можем с тобой всё обсудить. Чего ты хотел?…». Не забудьте уверить ребёнка в своей любви к нему и ещё раз объясните ему почему вы не можете или не хотите сделать то, что он просит. Выразите понимание чувств и потребностей ребёнка: «Я понимаю, что тебе хочется, чтобы … И ты же сам понимаешь, что …»

7. Важно помнить, что бурная эмоциональная реакция начинается не одномоментно. Внимательный взрослый может заметить первые признаки начинающейся бури. Вот малыш насупился, вот он втягивает голову в плечи, может быть  его ручки начинают сжиматься в кулачки… И в этот момент важно успеть похвалить: «Молодец, ты сегодня отказ переживаешь, как настоящий мужчина, спокойно и с достоинством! Ты можешь собой гордиться!».

8. Попробуйте остановить бурное проявление протеста ещё одним высоко эффективным  способом. Как только ребёнок хоть на пару секунд успокоится (даже если просто для того, чтобы перевести дыхание и начать с новой силой), скажите ему подкрепляющую фразу: «Хорошо, что ты успокоился» или «Молодец, сегодня ты уже совсем мало плакал, я вижу, что ты уже научился быстро успокаиваться».

И самое главное — не переставайте любить своего ребёнка, даже когда он кричит, топает ногами, выкрикивает неприятные для вас слова. Ведь он только учится жить в этом мире, учится соотносить свои потребности с потребностями других людей. Будьте для него достойным учителем — образцом спокойствия, рассудительности и вариативности в поведении

1. Сохраняйте спокойствие. Дети легко «заражаются» чужими эмоциями.

2. Будьте последовательны: если уж вы решили что-то не дать, не позволить, то стойте на своём.

3. Следите за тем,    чтобы в ваших взаимоотношениях с ребёнком «можно» было больше,   чем «нельзя»,  «да» звучало чаще, чем «нет».

4. Во многих случаях можно перевести нежелательное действие ребёнка в социально приемлемое или даже социально желательное.

5. Дайте ему отвести душу и не одаривайте его в это время своим вниманием, причём, как положительным (например, уговоры), так и отрицательным (например, нравоучения, гнев, запугивание).

6. После того, как ребёнок успокоился, Вы можете вернуться к привычной жизни или спокойно поговорить с Вашим сыном или дочерью о том, что произошло: «Теперь мы можем с тобой всё обсудить. Чего ты хотел?…». Не забудьте уверить ребёнка в своей любви к нему и ещё раз объясните ему почему вы не можете или не хотите сделать то, что он просит. 

7. Важно помнить, что бурная эмоциональная реакция начинается не одномоментно. Внимательный взрослый может заметить первые признаки начинающейся бури. Вот малыш насупился, вот он втягивает голову в плечи, может быть , его ручки начинают сжиматься в кулачки… И в этот момент важно успеть похвалить: «Молодец, ты сегодня отказ переживаешь, как настоящий мужчина, спокойно и с достоинством! Ты можешь собой гордиться!».

8. Попробуйте остановить бурное проявление протеста ещё одним высоко  эффективным  способом. Как только ребёнок хоть на пару секунд успокоится (даже если просто для того, чтобы перевести дыхание и начать с новой силой), скажите ему подкрепляющую фразу: «Хорошо, что ты успокоился» или «Молодец, сегодня ты уже совсем мало плакал, я вижу, что ты уже научился быстро успокаиваться».

И самое главное — не переставайте любить своего ребёнка, даже когда он кричит, топает ногами, выкрикивает неприятные для вас слова. Ведь он только учится жить в этом мире, учится соотносить свои потребности с потребностями других людей. Будьте для него достойным учителем — образцом спокойствия, рассудительности и вариативности в поведении.